ДОКЛАД «Основные вопросы сохранения исторической среды города Астрахани, как исторического поселения федерального значения, и регулирование градостроительной деятельности в границах исторического центра и его охранных зон»

ДОКЛАД
«Основные вопросы сохранения исторической среды города Астрахани, как исторического поселения федерального значения,  и регулирование градостроительной деятельности в границах исторического центра и его охранных зон»

Общие сведения
На территории Астраханской области  находятся 885 объектов культурного наследия, из них 141 объект культурного наследия федерального значения, в т.ч. 43 объектов — памятников архитектуры, а 98 объектов археологии.
На территории г. Астрахань находятся 604 памятника архитектуры, в т.ч. 41 объект культурного наследия федерального значения.

Большая часть памятников архитектуры — рядовая квартальная застройка конца XIX — начала XX вв., сосредоточенная в центральной части города в междуречии р. Кутума и Варвациевского канала, а также прилегающих слободах. Из наиболее ярких объектов можно отметить Ансамбль кремля, Благовещенский монастырь, Иоано-Предтеченский монастырь, Католический костел, мечети, объекты административной и жилой архитектуры. Основная часть объектов поставлена на охрану во второй половине XX века.
Главными критериями постановки на охрану являлась аутентичность, объемно-планировочное решение, архитектурно-художественный декор, а также сохранность исторической архитектурной среды провинциального купеческого города.

Развитие Астрахани как современного города,
с сохранением исторической архитектурной среды.

В последние годы разработано множество законодательных актов, направленных на сохранение культурного наследия России. Принятие многих из них значительно усложняет процессы, связанные с развитием городов и их инфраструктуры. Наш город не стал исключением, а в чем-то даже преуспел.
В 2010 году по решению Министерства культуры Российской Федерации городу Астрахань был придан статус  исторического поселения федерального значения.
В рамках исполнения поручения президента РФ № 2217 от 2012 года все объекты культурного наследия внесены в единый реестр ОКНов, ведется работа по установке границ территорий ОКН, постановке их на кадастровый учет, определение предметов охраны и охранных зон. 
А в 2018 году был разработан Проект границ территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения г. Астрахань, согласно которому, историческая Астрахань ограничена с севера – улицами Полякова и Анри Барбюса, с юга – улицами Гилянской и Плещеева, с востока – улицами Победы и В. Барсовой, с запада – рекой Волга. Отдельными участками выделены центральная часть Трусовского района и Старое русское кладбище на ул. С.Перовской. После утверждения этого проекта, строительство, реконструкция, благоустройство на данной территории будут регулироваться особыми регламентами, содержащими в себе требования по сохранению исторического поселения, и вновь возводимые объекты должны быть вписаны в архитектурную среду и соответствовать исторической стилистике.

Одним из механизмов регулирования такого сложного и субъективного понятия, как архитектурное соответствие исторической застройке, является применение  Проектов типовых архитектурных решений объектов капитального строительства в границах исторического поселения г. Астрахань, разработанных по заданию Министерства культуры РФ, и входящих в состав Проекта границ и предмета охраны исторического поселения. 

Данными проектами предлагается применение при новом проектировании  основных стилистических, архитектурных решений, элементов, материалов и фактур, характерных для той или иной исторической среды, собранных по результатам анализа архитектуры объектов культурного наследия, расположенных в определенной исторической зоне.

Очевидно, что данные проекты нельзя принимать однозначно и, как апликацию собирать из  предлагаемых отдельных элементов новый объект. Здесь необходим очень аккуратный подход, четкая проработка архитектурных решений, соблюдение пропорций и стиля.

Конечно, это будет сложной задачей для архитекторов. Но, в тоже время, такой подход позволит защитить исторический центр от радикальных и агрессивных архитектурных решений.
Конечно, мнения в данном вопросе расходятся, многие специалисты настаивают на нарочито выделяющихся  своей архитектурой объектах, дабы подчеркнуть тот факт, что это – новодел. Есть замечательные примеры применения данной технологии, но это - еще более сложная задача для архитекторов.

Но в любом случае, при использовании этих приемов возможно решение задач по интеграции историко-архитектурной составляющей с современными технологиями и требованиями, что, в свою очередь, позволит максимально приспособить историческую среду под комфортное использование городских пространств и, в частности, исторического центра города, развития инфраструктуры и строительства. И как следствие, это приведет к повышению инвестиционной, культурной и туристической составляющих региона в целом.

Проекты охранных зон

В 2016 году федеральным законом об объектах культурного наследия 73ФЗ было введено понятие «Защитной зоны объекта культурного наследия», которым накладывается запрет на возведение и реконструкцию объектов капитального строительства ближе 200 метров от объекта культурного наследия, или 100 метров от границы его территории, если они установлены.

Однако, законом предусмотрена возможность изменения данных параметров, в том числе и уменьшение ограничений, путем разработки Проекта зоны охраны ОКН, что также определено поручением президента 2217. Учитывая большое количество памятников архитектуры, расположенных на территории города Астрахани, для разработки этих проектов необходимо огромное количество денежных средств, которые станут серьезной нагрузкой для регионального бюджета, по предварительным подсчетам – порядка 375 млн.рублей. Одним из путей решения данной проблемы и значительной экономии средств, стала разработка объединенных охранных зон, охватывающих несколько объектов сразу.

Так в 2019 году в рамках ГП АО был разработан Проект охранной зоны Ансамбля Кремля, которым определены основные мероприятия по сохранению исторической среды, а также основные требования и ограничения по развитию территорий центральной части г. Астрахань (большая часть Междуречья и Коса). Основными ограничениями станут высотные отметки возводимых объектов и объектов, попадающих под реконструкцию. В зависимости от удаленности от кремля высота возводимых и реконструируемых зданий варьируется от 10 до 20 метров в коньке.
Четко регламентируется соблюдение стилистики архитектурных и объемно-планировочных решений в соответствии с исторически сложившейся архитектурной средой. Дополнительно прописаны ограничения по размещению наружной рекламы.

Таким образом, завершение работы по данным направлениям и применение уже имеющихся документов позволит более четко и качественно решать задачи по сохранению исторической застройки и развития Астрахани, как современного города.